Скифский петроглиф из Туру-Алты, Кош-Агачский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Настоящий расцвет искусства рисунков на камнях связан со временем скифов (VIII-V века до н.э.). Эта своеобразная и яркая культура оставила многочисленные следы практически на всех направлениях человеческой деятельности - в керамике, оружии, резьбе по дереву и художественной ковке, одежде и конской упряжи. Характерный знаменитый скифско-звериный стиль известен теперь во всем мире.
Фантастический зверь уносит душу воина. Скифский петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
читать дальшеЭто фрагмент огромного панно (примерно 2,5 на 6 метров). К сожалению, оно сохранилось только фрагментарно. По мнению исследователя, вот этот фрагмент изображает, как фантастический первозверь уносит душу воина.
Гриффон. Скифский петроглиф из урочища Ак-Узюк, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Песьеголовая птица. Скифский петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Всадник убивает дракона. Скифский петроглиф из урочища Чуй-Оозы, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Ученые трактуют этот рисунок так: отважный всадник сражается с драконом и побеждает его. Чем не Георгий-победоносец Бронзового века?
Скифский петроглиф с сопки Джалгыз-Тобе, Кош-Агачский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
На Алтае известно более 200 мест, где есть рисунки на камнях: где-то их очень много, как в долине реки Елангаш, где-то - единицы. В Бийском краеведческом музее разработали уникальный метод копирования петроглифов - с помощью микалентной бумаги. Сейчас в коллекции музея уже более 300 работ.
Олень с рогами в виде Мирового Дерева. Петроглиф с сопки Джалгыз-Тобе Кош-Агачского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Олень был одним из самых почитаемых животных у многих народов. Одно из наиболее известных и древних представлений – связь оленя с Мировым Деревом, деревом судьбы и жизни, соединяющим различные миры – небо, землю, подземный мир, являющимся путем, по которому шаманы странствуют из одного мира в другой. Возможно, именно поэтому рога этого оленя выполнены в виде дерева.
Скифский петроглиф из Туру-Алты, Кош-Агачский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Скифский петроглиф из урочища Чуй-Оозы, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Скифский петроглиф из долины реки Ирбисту, Кош-Агачский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Скифский петроглиф с сопки Джалгыз-Тобе, Кош-Агачский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Скифский петроглиф из урочища Чуй-Оозы, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Петроглиф из долины реки Елангаш, Кош-Агачский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Как полагают исследователи, на этот рисунке изображен человеческий род из нескольких поколений. Старшие поколения заботятся о следующих
Эротический петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Беременная корова. Петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Беременная важенка. Петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Женщина в виде тотемного зайца. Петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
У многих сибирских народов распространены легенды, что тотемных животных родили женщины. Например, у таймырских самоедов есть легенда о девочке-сироте, которую все обижали. Дух–хозяин земли решил, что сам будет ее защитником. Он сделал ее женой, превратив в медведицу. Вот откуда появились медведи. Вполне возможны аналогичные воззрения и у людей, населявших Алтай в давние времена. Не случайно же на камнях появились сюжеты, в которых женщина-прародительница предстает перед нами в образе тотемного животного, например, зайца.
Женщина рожает тотемных животных. Петроглиф из устья реки Урсул, Горный Алтай
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Вполне возможны аналогичные воззрения и у людей, населявших Алтай в давние времена. Не случайно же на камнях появились сюжеты, в которых женщина в позе роженицы окружена оленями или козлами
Дикие и домашние животные. Петроглиф из долины реки Ирбисту, Кош-Агачский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Этот рисунок бронзового века, на взгляд исследователей, интересен тем, что на нем животные четко поделены на домашних и диких. По всему "полотну" идет извилистая линия дороги, к которой как бы привязаны бык, конь, собака, козел. А на дальнем плане за оградой ходят дикие олени
Сцена жертвоприношения. Петроглиф из долины реки Елангаш, Кош-Агачский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Жертвенный бык, замаскированный под оленя. Петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Большой пласт алтайских петроглифов связан с жертвоприношениями духам. Ритуал этот весьма древний. И хотя жертвенные животные разные: у якутов – олени, у кумандинцев и хакассов – лошадь, у северных славян – бык, - обряды имеют почти полное сходство. Кстати, жертвенные быки появились еще в бронзовом веке, если не ранее. Причем первоначально бык явно замещал в обряде оленя. Бык (что хорошо видно по хвосту) раскрашивался "под оленя" и его "головной убор" старались сделать похожим на оленьи рога
Шаман повелевает животными. Петроглиф из района Зеленого озера, Усть-Коксинский район Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Кабан. Петроглиф из урочища Ак-Узюк, Онгудайский район
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Горный баран. Петроглиф из долины реки Ирбисту Кош-Агачского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Петроглиф из долины реки Ирбисту Кош-Агачского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Охоты на птиц. Петроглиф из окрестностей устья реки Карагем Кош-Агачского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Тюркский петроглиф из урочища Ак-Узюк Онгудайского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Охота на оленя. Петроглифы из урочища Калбак-Таш Онгудайского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Сцены охоты, где антропоморфные существа (люди или духи?) с луками, копьями и палками охотятся на зверя, а собаки (или волки?) им помогают, появляются еще 5-6 тысяч лет назад. Этот петроглиф - более поздний, исследователи относят его к бронзовому веку (1-2 тысячелетия до н. э.)
Петроглифы из окрестностей села Каракол Онгудайского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Миф о появлении Млечного пути. Петроглиф из урочища Сакыйла Онгудайского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
У манси в легенде о созвездии Большой Медведицы рассказывается о первом лосе, имевшем шесть ног и летевшем по небу как стрела. Один богатырь погнался за ним (следы образовали Млечный путь), отрубил две ноги, и олени стали двигаться медленнее. Люди смогли на них охотиться, убивать и есть.
Герой убивает оленя, укравшего у людей день. Петроглифы из урочища Суулу-Сертпек Онгудайского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
В легендах у нганасанов Солнце ездит на одной важенке вокруг земли, говоря: "Детей своих буду обогревать". Когда олень устает и идет отдыхать – наступает ночь. В противоположность этой легенде, по версии многих народов Сибири и даже индейцев Северной Америки, лось похищает солнце и наступает ночь. Отважный герой (в алтайском эпосе - Кугульдей) бросается в погоню, настигает, убивает оленя и возвращает людям день (сравните с легендой об Орионе и быке).
Олень с рогами-Мировыми Деревьями. Петроглифы из окрестностей села Куюс, долина реки Катунь, Чемальский район
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Олень был одним из самых почитаемых животных у многих народов. Одно из наиболее известных и древних представлений – связь оленя с Мировым Деревом, деревом судьбы и жизни, соединяющим различные миры – небо, землю, подземный мир, являющимся путем, по которому шаманы странствуют из одного мира в другой. Возможно, именно поэтому рога этого оленя выполнены в виде деревьев.
Оленуха-прародительница мира. Петроглиф из урочища Ак-Узюк Онгудайского района Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Оленуха-прародительница мира. Петроглиф из окрестностей села Куюс Чемальского района Горного Алтая
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Рогатая оленуха, как прародительница мира – широко распространенный символ у коренных народов Сибири и севера европейской части России (правда, кое-где она заменяется медведицей). А то, что и на Алтае встречается оленуха с рогами (что характерно для северного оленя, давно исчезнувшего в этих краях), говорит о древности этих теорий мироздания. Мезолитический рисунок из грота Куюс тому подтверждение
Олень с рогами-солнцами. Петроглиф из долины реки Елангаш Кош-Агачского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Еще один известный миф рассматривает оленя как символ солнца. Олень с рогами-солнцами появляется еще в энеолите, распространяясь по территории в бронзовом веке
Петроглифы из урочища Калбак-Таш Онгудайского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Связь лося с верхним миром прослеживается в образе Лося Хеглена, у эвенков, например, он отождествляется с созвездием Большой Медведицы, а олененок – с Малой. Кстати, и в русской народной традиции это созвездие иногда тоже называют "Лось"
Петроглифы из окрестностей села Каракол Онгудайского района
© Дмитрий Виноградов, Фотобиблиотека “Вокруг света”
Сцены охоты, где антропоморфные существа (люди или духи?) с луками, копьями и палками охотятся на зверя, а собаки (или волки?) им помогают, появляются 5-6 тысяч лет назад - именно тогда был создан этот петроглиф