Кроме общих законов жизни ветров, в различных районах земли существуют чисто местные условия возникновения и поведения ветров. Поэтому и дующие там ветры называются «местными» ветрами, и существует их великое множество. Называются они по-разному, в метеорологии - горно-долинные, стоковые, бризы, фены, муссоны, ветры горных проходов и т.п.. Но в народе или «в народах» они также имеют свои имена. Например,
«Инферно» от итальянского «inferno» - дневной долинный ветер в долине оз. Лаго-Маджоре в Италии, его еще называют ветром из преисподней.
«Караджол» или
«Куара» - западный черный ветер с пасмурной погодой на болгарском побережье Черного моря.
«Байга» или туманный ветер - несущий с собой туман, возникает на границах теплых и холодных морских течений, на побережьях.
«Чинук» - юго-западный горячий ветер, его родина в Америке на восточных склонах Скалистых гор, резко, иногда более, чем на 30°, повышает температуру воздуха, и снег в горах бурно тает, поэтому местные жители его называют пожирателем снега.
читать дальшеВ окрестностях озера Селигер населявшие эти места люди издавна различали шестнадцать разных ветров: сиверок и табашник, зимняк, покойник, полудённик, шелоник, мокрик, меженник, осенник, крестовый, снежнец, долевик (дующий вдоль озера), женатый (тот, что стихает к ночи) и холостой (не стихающий всю ночь), поветерь (попутный) и падорга (буря с дождём или снегом).
«Култук» - сильный низовой осенний ветер на Байкале, несет непогоду и шторм. Его земляк - «Баргузин» - сильный холодный ветер из Даурских степей, дует при солнечной погоде, набирая силу у юго-западных берегов озера, взбивает волны высотой до 4-х метров.На Байкале же с разных направлений дуют сиверка, ангара, верховик, исток, селенга, фролиха, шелоник, глубник, низовик, горынь, сарма, харахаиха (в переводе с бурятского — «чёрный»), подвой и, наконец, байкал — так зовётся мгновенно налетающий локальный шквал.
Вообще ветры, живущие на берегах озёр, люди классифицировали особенно тщательно, поскольку от них в первую очередь зависела удача в рыбной ловле. На российских озёрах Ильмень, Псковское, Онежское и многих других тоже различают десятки ветров. А количество ветров, дующих вокруг итальянского озера Гарда, пожалуй, можно считать рекордным. Их там — дневных и ночных, сухих и влажных, сильных и слабых, холодных и тёплых — набирается восемнадцать.
Бич земледельцев Прикаспийской низменности и Средней Азии — суховей рождают летние антициклоны. Иссушающий на своём пути землю до трещин, уничтожающий посевы не хуже саранчи и испаряющий мелкие озерца, суховей известен всем народам, населяющим эти территории. В каждой местности он получил своё имя. В Азербайджане — гураглыг, в Киргизии — керимсел, в Грузии — хоршаки и т. д.
Пустынный ветер хамсин (в переводе с арабского — «пятьдесят») назван так потому, что дует в начале весны из аравийских пустынь или Сахары непрерывно в течение пятидесяти дней. Он приносит с собой столько песка и пыли, что становится трудно дышать, а в помещениях приходится и днём зажигать свет. Но промчавшись над Красным морем, аравийский хамсин насыщается влагой. Теперь он несёт не пыль, а невыносимую духоту и зовётся иначе — азиаб.
Но самым грозным пустынным ветром по праву считается самум, в переводе с арабского это слово означает «ядовитый», «отравленный». Самум налетает мгновенно, гоня перед собой огромный вал из песка и пыли. Температура при этом повышается до 50°С, а влажность падает до нуля. Счастье, что длится этот катаклизм недолго — не более получаса, хотя и за это время бед натворить успевает достаточно.То, что ветер - это могучая стихия, так или иначе знает или испытал каждый. Ветер сам по себе - это явление. Но иногда он бывает причиной возникновения сопутствующих бед, и перечень их угрожающе разнообразен. Песчаные бури в пустыне, когда не видно ни неба, ни земли. Морские шторма с волнами в десятки метров, цунами, сметающие на своем пути острова и города. Торнадо и смерчи, поднимающие в воздух целые озера, тяжелые машины, дома. Нагонные ветры, дующие против течения рек и вызывающие наводнения. Ураганы, вырывающие с корнем столетние деревья, сметающие на своем пути все и вся. Недаром слово
«ураган» произошло от «араук», что на языке таино значит «злой дух». А в Центральной Америке у племен
киче Ураган - это одноногий бог страха, непогоды и бурь, в мифе у
ацтеков он связан с созвездием
Большой Медведицы.
А бывают ветры, влияющие на психику и разум людей, и яркий тому пример - ветер под названием
Сирокко - от итальянского «scirocco» - восточный ветер. Сирокко приносит в Южную Европу не только красную и белую пыль из Сахары, которая выпадает с дождями, окрашивая их в кровавый или молочный цвет, но и удушающую жару. Обжигающий, удушающий, очень пыльный с температурой даже ночью не ниже +35°С сильный ветер южного, юго-восточного, восточного направлений, дующий непрерывно в течение нескольких дней из пустынь Центральной Африки и накрывающий страны не только Северной Африки, но и Пиренейского полуострова и всего Средиземноморья. И еще один экзотический ветер, называется он
«Соранг», по поверью, это жаркий ночной ветер, дующий один раз за сотни лет в конце зимы с юга Шотландии. Это легендарный ветер счастья, веселья и радости.
Жители древнего Вавилона верили, что некоторые болезни приносят людям горячие сухие
ветры демонов, да и сегодня у многих народов есть образное выражение
«больной ветер». Более того, появление определенных ветров часто связывалось с местными вспышками нездоровья, резким ростом преступлений и даже самоубийств.
«Авторство» некоторых ветров когда-то приписывали ведьмам или же самому дьяволу. Один из них, самый известный, —
сирокко, чье теплое дыхание каждую весну веет из Сахары и с Аравийского полуострова на запад, через Средиземное море, к Италии и Испании.
В разных странах его называют по-разному:
шарав (Израиль),
камсин (Египет),
шили (Тунис) и
левеш (Марокко).
читать дальше
С 1960 года его израильское воплощение, то есть шарав, — объект пристального внимания доктора Феликса Сульмана из Еврейского университета в Иерусалиме. Его исследования поведали миру о древних секретах ветра и были вкратце изложены в «Ионном эффекте» Фреда Сойки и «Дыхании небес» доктора Лайэлла Уотсона.
На Ближнем Востоке вредоносное воздействие этого ветра на психику и физическое состояние так хорошо известно, что некоторые судьи выносят более мягкие приговоры, если во время совершения преступления, связанного с насилием, дул шарав. Точно так же и врачи ждут неминуемого роста многих заболеваний, когда ветер прокладывает свой путь через Израиль.
К 1971 году доктору Сульману удалось выделить три отличных друг от друга вида патологии, которую приносит «больной ветер». Его гибельное дыхание вызывает у разных людей разную биохимическую реакцию. У одних в моче повышается до ненормально высокого уровня серотонин — вещество, регулирующее настроение. В обычных концентрациях серотонин выступает как натуральный транквилизатор, но если его вырабатывается слишком много, человек, наоборот, становится раздражительным и сонливым, его мучают мигрени — а это классические симптомы многих людей, живущих в этих краях.
Другие люди измучены непреходящей усталостью; в их организме резко повышена выработка гормона адреналина, который обычно выделяется при необходимости выхода из стрессовой ситуации. Своим постоянным воздействием шарав вызывает у них истощение желез, производящих гормон.
У людей третьей группы шарав стимулирует и постепенно истощает щитовидную железу.
Но каков, собственно, механизм этого физиологического воздействия? Дело в том, что горячие сухие ветры, вроде шарава, и прежде всего те, что несут с собой большие массы песка и пыли (как шарав), накапливают избыток положительных ионов, т.е. положительно заряженных частиц воздуха. Высокая концентрация положительных ионов способствует возникновению ряда нарушений медицинского характера — именно тех, которые хорошо знакомы там, где дует шарав.
Есть и другие «ведьминские» ветры, с которыми связывают сходные болезненные состояния. Их называют:
берг (Южная Африка),
кубанг (Ява),
фен (Швейцария),
чинук (Скалистые горы),
мистраль (Франция),
брикфилдер (Новый Южный Уэльс) и
Санта-Ана (Сьерра-Невада). Кроме того, вредное воздействие некоторых из них, особенно фена, может быть вызвано не только положительно заряженными ионами, но и электромагнитными волнами атмосферного происхождения.